На сегодняшний день вид конного экипажа вызывает у человека чувство ностальгии и романтики. Поэтому прокатиться на повозке, запряжённой несколькими лошадьми, хотели бы многие из нас. Ко всему прочему, прокат конного экипажа может стать успешным видом бизнеса. Но наличие повозки и самих ездовых животных не хватит для правильной и безопасной езды — нужно иметь глубокие познания в видах специальной сбруи, знать о её строении и применении.

Что из себя представляет упряжь

В давние времена, когда лошади были главными работниками и кормильцами в крестьянских хозяйствах, люди понимали, что от правильно подобранной сбруи и от показателя её качества будет зависеть эффективность работы животного. Именно по этой причине любой житель в деревне либо даже в городе знал, как собирать лошадь и надевать на неё упряжку. Ещё раньше, когда экипаж с лошадьми был не только средством для быстрой перевозки человека, но и определённым видом транспорта, о строении упряжки знали даже совсем маленькие дети.

Сбруя либо упряжь для лошади — это специальный комплекс устройств и ремней, надеваемый на туловище лошади для запряжки в повозку для дальнейшей езды. Чаще всего под сбруей имеют ввиду конскую упряжку совместно с вожжами и уздой. Упряжь, которая находится на туловище лошади и плотно соприкасается с ним, передаёт определённую тягу лошади на повозку.

Именно по этой причине плохо подобранная упряжка неравномерно распределяет давление и не только приносит сложности в езде, но и причиняет боль самой лошади. Кроме этого, при неправильной запряжке животного может произойти ожог на её мягких тканях, намины и остальные дефекты, в результате которых животное потеряет свой показатель продуктивности.

Нужно всегда помнить, что качество ремней — это настоящий залог безопасности и здоровья животного во время езды. Упряжь у лошади должна быть крепкой, нетяжелой по весу (чтобы несильно нагружать туловище животного), простой в содержании и ремонте и подходить ей.

Так как чаще всего сбрую создают из особых видов мягкой сыромятной кожи, то за ней нужно по-особому ухаживать. Так, после окончания поездки, пропитанную потом упряжь следует повесить на специально отведённую для неё вешалку либо на деревянный костыль в сухом и проветриваемом месте. После окончания сушки все шлеи и сами ремни нужно смазывать техническим жиром либо маслом.

Перед тем как надеть комплектующие детали на лошадь, нужно проверить целостность всех ремней и исправность защёлки пряжек. Также все ремни, которые касаются тела лошади нужно предварительно проверить на наличие заломов или скопившегося мусора, для этого нужно просто провести рукой.

Для каких животных может применяться упряжь

В упряжь могут запрягаться многие животные как общепринятые, так и экзотические. Итак, упряжь может быть:

  • для лошадей;
  • для собак;
  • для быка;
  • осла;
  • верблюда;
  • для козла;
  • для лося и пр.

Упряжь для последних двух животных, хоть и можно назвать экзотической, но она существует.

Боевые лоси РККА

Типы конской упряжи

На сегодняшний день существуют такие типы упряжей:

  • Одноконные;
  • Постомочно-дышловые;
  • Постромочные;
  • Тачаночные;
  • Комбинированые;
  • ЦУГ.

Виды и строение упряжи

Исходя из назначений и условий работы (транспортные экипажи, полевые работы), готовят специальную сбрую для лошадей. По своему строению различаются две основных разновидности упряжи: с наличием хомута или нагрудника. Их отличие в том, что передача тяговой силы осуществляется или хомутом, или шлейным нагрудником. Кроме того, упряжи различаются численностью запрягаемых лошадей. Они бывают одноконными, пароконными, четверками и прочими. Также рабочие или транспортные упряжи подразделяются на дуговые, дышловые и бездуговые.

Русские или дуговые одноконные упряжи

Дуговые упряжи, исходя из названия, отличаются от остальных видов именно дугой. Они изготавливаются из дерева при помощи специального старинного способа сгибания и нужны, чтобы удерживать гужи вокруг оглобель. Гужи нужны для того, чтобы скреплять оглобли с хомутом. Ранее в России изготовление дуг доверяли специальным мастерам, поскольку приходилось заниматься не только правильным подбором дерева, но также и подготовкой. Дуги, как часть упряжи, должны быть одновременно чрезвычайно легкими и прочными.

Вьючные и упряжные козлы

В конструкцию дуговой упряжи входит:

  • Дуга;
  • Хомут;
  • Шлея;
  • Седелка;
  • Чересседельник;
  • Подбрюшник;
  • Уздечка с вожжами.

Дышловые пароконные упряжи

Дышловая пароконная упряжь

В пароконных упряжах применяется в основном дышло.

Такая сбруя обладает:

  • Дышлом;
  • Хомутом;
  • Постромками;
  • Уздечкой с вожжами;
  • Цепью-напильником.

В такой сбруе дышлом регулируются повороты повозок, а постромками передаются от хомутов тяговые усилия для повозок. Принято считать такую упряжь очень простой. Ее чаще используют для одного животного.

Веревочный недоуздок

Чтобы приучить особенно чутких лошадей, используют этот недоуздок. Он мягко действует на животное, что разрешает работать с ним. Его круглые узелки производят давление, воздействуя на кожный покров лошади, заставляют ее поворачивать голову туда, куда нужно хозяину.

Но прежде чем сделать эту часть сбруи, необходимо узнать, как правильно вяжутся двойные узлы. Они должны быть круглой формы. Неправильно завязанные будут плоскими и будут производить давление на довольно большую площадь тела коня.

Прежде чем приступить к вязанию двойного узла, сначала необходимо связать простой. При этом следует следить, чтобы он не был затянут слишком туго. Конец веревки нужно завести параллельно нижней петле за первый узел. В его середине завязывают второй. Проведя эту манипуляцию, их затягивают. Подтянуть их нужно в одинаковой степени.

С обеих сторон узла получаются две веревки, расположенные параллельно друг другу. Узлы размещаются накрест по верху веревки. В результате можно получить узел, похожий на букву Х. Только овладев подобным способом вязания, можно изготовить недоуздок для лошади.

Из чего состоит сбруя?

Снаряжение для лошади включает в себя множество элементов. Все они определенным образом состыкуются между собой, образуя единую систему. Состав деталей может изменяться в зависимости от типа упряжи. Например, хомут не используют для верховой езды, а седло — для повозки.

Таблица 1. Основные элементы конской сбруи

Элементы конного снаряжения

Можно ли обойтись без дуги?

Некоторые не покупают дуги, так как они стоят приличных денег, однако они причиняют сильный вред своей лошади. Со временем, у животного появятся раны и из-за постоянных ушибов, ему будет тяжело тянуть повозки.

Учитывая это, дуги просто необходимы. Если у вас нет денег, чтобы ее купить, тогда постарайтесь ее сделать сами. Просмотрев видео и прочитав много информации на эту тему, вы сможете сделать качественную и прочную дугу. Даже если у вас не получится сделать деталь с первого раза, не расстраивайтесь и повторите попытку. Попробовать сделать дугу можно на маленьком бруске дерева, чтобы понять принцип изготовления.

Каждый, кто желает иметь хороший конный выезд, непременно сталкивается с необходимостью обзавестись удобной и практичной упряжью для управления экипажем, без которой эффективно использовать животное невозможно. А как только встает вопрос упряжи, тут же возникает необходимость обзавестись хорошей дугой для коня. Как же сделать дугу для лошади своими руками?

История появления

Первая сбруя появилась около 5,5 тысяч лет назад на землях нынешнего Казахстана в тех местах, где предпринимались первые попытки человека укротить степных лошадей. Доказательствами служат найденные в этих местах части первобытного снаряжения — уже тогда человек начал думать, как одомашнить это животное и использовать его мощь для помощи в охоте и быту.

Самые ранние хорошо сохранившиеся части упряжи найдены на Алтае, где во времена железного века существовала Пазырыкская культура. В те времена делались удивительно красивые сбруи с войлочными и кожаными элементами, украшенными сохранившимися металлическими элементами. Сбруи изготавливались мастерами, которые хранили свои секреты и передавали их только потомкам или приближенным ученикам.

Виды экипировки и их украшения

Традиционно в снаряжение для запряжки лошадей входят:

Для того чтобы правильно подобрать упряжь, требуется индивидуальный подход к каждому скакуну, поскольку его телосложение, габариты и персональные особенности будут иметь существенное значение.

Искусство украшения своего жеребца известно ещё со времён скифских народов и татарских нашествий. Владельцы лошадей старались декорировать амуницию при помощи серебра, золота, драгоценных камней, не говоря уже об использовании лент и бубенцов.

Украшения изготавливались качественно, на них не жалели денег, ведь они должны были идеально подходить коню, не препятствовать его движению и быть комфортными для него.

Скифские украшения для лошадей, найденные во время раскопок и представленные в музейных фондах, имеют золотые и серебряные пластинки и выполнены в виде выпуклых металлических налобников.

В XVII веке на территории России стало особенно популярно создавать украшения для лошадей, которые очень часто имели вид настоящих шедевров рукоделия. Для их изготовления использовали козлиную кожу, сафьяновые волокна, шёлковую тесьму, а в качестве обрамления применяли медь и позолоту.


На голове у коня красовался ухват с шариками и кистями. По случаю торжества коня украшали особенным образом, заменяя простые цепи на красивые с серебряными кольцами.

Туркмены как и в древние времена, так и сейчас считают конские украшения предметом высокого национального искусства. В процессе их изготовления используются драгоценные и полудрагоценные камни и металлы.

Традиции и верования, связанные с созданием аксессуаров, берегут, чтят и передают молодому поколению. В налобной части сбруи туркменского коня обязательно должен присутствовать камень сердолик, выступавший оберегом для коня.

Уздечку изготавливали из тонких кожаных ремешков, покрытых серебром, с инкрустацией сердоликом в местах соединения ремней. Изящное украшение подчёркивало красоту лошади. Для современного украшения уздечки используют различные фигурные металлические пластины, с покрытием или без, из драгоценных металлов.

Накидка расшивалась драгоценными нитями, часто на ней изображали фамильный герб или девиз воина, богато украшая его камнями и серебряными пластинами.

Недоуздок

Эта часть сбруи представляет собой уздечку, к которой не подсоединены удила. Им пользуются, когда необходимо вывести лошадь из загона, а также когда есть необходимость зафиксировать скакуна на привязи в ровном положении.


Для этих целей к нему крепят ремни-развязки. Недоуздок всегда используют в комбинации с чумбуром.

Изготавливают повседневный недоуздок из кожаных ремней, сыромятной кожи или плотной тесьмы. Праздничный вариант может быть украшен помпонами или расшит бисером, также для его изготовления могут использоваться кольца из драгоценных металлов.

Преимуществом тесьмяного недоуздка является возможность мыть лошадь, не снимая его. Выбирая недоуздок для своего скакуна, также стоит обратить внимание на страну-производителя, поскольку английские — более мягкие, а белорусские — более жёсткие, а значит, пробудут в эксплуатации дольше.

Кожаные недоуздки служат дольше тесьмяных, однако требуют больше ухода, поскольку нельзя допускать пересыхания кожи, кроме того, при намокании она может плесневеть и рваться.

А вот сыромять при намокании раскисает и тянется, теряя свою прежнюю форму.

При подборе недоуздка обязательно учитывают размер лошади: существуют специальные для пони и для тяжеловозных пород.

Налобник

Это декоративный элемент, который является частью сбруи коня и закрепляется за суголовный ремень под ушами с обеих сторон. Он практически не выполняет функциональную роль, а лишь является украшением.


Изготавливают налобник из кожи либо плетут из нейлонового шнура, украшая кожаной или шёлковой бахромой, расшивая бисером, драгоценными или полудрагоценными камнями.

Москэро

Это традиционное испанское украшение, которое фактически является налобником. Его украшают кистями из ниток или бисера. Когда лошадь взмахивает головой, кисти на москэро, разлетаясь в разные стороны, отгоняют назойливых насекомых, докучающих животному.


Москэро может быть также украшено металлическими элементами и расшито камнями и бусинами.

Как сделать украшения своими руками

Изготовление украшений для лошади — это, безусловно, очень творческий процесс, однако на этапе планирования декоративного элемента амуниции следует учитывать то, что любой аксессуар не должен доставлять дискомфорт животному.

Для этого к созданию украшений необходимо подходить индивидуально, снимая мерки с каждой лошади. Стоит также учитывать особенности характера скакуна.

Материалы

Основными материалами, которые используются для создания украшений, являются:

  • кожаные ремни;
  • сыромяжная кожа;
  • тесьма;
  • верёвки;
  • канаты;
  • ремни из синтетического материала.

В качестве украшения аксессуаров используют:

  • бисер;
  • кристаллы;
  • драгоценные и полудрагоценные камни;
  • заклёпки;
  • жемчуг;
  • стеклянные бусины;
  • кожаную и канатную бахрому.

Пошаговая инструкция

Поскольку практически все аксессуары необходимо изготавливать для коня индивидуально, этот процесс происходит вручную. Существует немало форумов для рукодельниц и любителей лошадей, где люди делятся опытом и дизайнами создания интересной лошадиной амуниции.

В данной статье мы предлагаем рассмотреть инструкцию по созданию вальтрапа для коня.

Для этого понадобятся:

  • ткань синтепоновая — 2,5 м;
  • хлопковая ткань — 2 м;
  • лента для недоуздка — около 1,5 м;
  • толстая лента шириной 3 см;
  • косая бейка — 3 м;
  • декоративная тесьма — 3 м;
  • швейная липучка — 30 см;
  • декоративная вышивка или накладка (по желанию).

Инструкция:

  1. Из синтепоновой ткани вырезаются 2 половинки будущего вальтрапа.
  2. Из хлопковой ткани необходимо вырезать 4 половинки вальтрапа.
  3. Каждую половинку из синтепоновой ткани обшивают с двух сторон хлопковой, это поможет будущему изделию не скользить по спине лошади.
  4. Для того чтобы создать вид стёганой ткани, необходимо на половинки вальтрапа нанести разметку при помощи швейного мелка и прострочить обе заготовки таким образом, чтобы из линий получились квадраты. Размер квадратов может быть произвольным, главное, чтобы линии были ровными и квадраты имели одинаковый размер.
  5. Далее необходимо пришить отрезки синтетической ленты для крепления подпруги и приструги. Ремень для подпруги крепится в нижней части вальтрапа.
  6. Ремень для приструги пришивается с той стороны вальтрапа, где будет находиться голова лошади. Для того чтобы он крепко держался, необходимо хорошо закрепить линии шва, прошив их несколько дополнительных раз по диагонали. Далее на внутреннюю часть этой ленты пришиваются липучки таким образом, чтобы при складывании этого ремня обе половинки могли соединиться. Таким образом, общая длина ленты для приструги составит около 30 см.
  7. При помощи толстой синтетической ленты сшиваются две половинки вальтрапа.
  8. Периметр вальтрапа обшивается косой бейкой. Перед этим следует приметать ленту вручную, а затем закрепить её, прошив на швейной машинке.
  9. Для украшения вальтрапа необходимо пришить декоративную тесьму по периметру всего изделия. На одну из боковых частей можно также нанести готовую вышитую эмблему или рисунок.

Конина, её виды и что с ней делать

В этой статье будет рассказано об украшения конской упряжи, или как называют её в простонародье любители приборного поиска «конина». Рассмотрим популярные виды конины и приведём признаки, по которым можно примерно датировать найденную находку. В конце статьи интересные фото поделок того что можно сделать с найденной кониной. Надеюсь, эта статья поможет в том, чтобы в дальнейшем не было казусов как на фото ниже.

Украшать конскую упряжь начали с момента её появления. Скорее всего, сначала, это имело функциональное применение для затяжки ремней и разделения ремней в упряжи. В дальнейшем переросло в украшательство. Да ещё вдобавок злые духи не дремлют, лошадь нужно как-то защищать, вот и обвешивали лошадь яркими сверкающими бляхами и звонкими колокольчиками. Выполнялись из латуни, меди и бронзы, некоторые могли быть позолочены.

Виды конской упряжи

Ременные разделители.

Ременные разделители, разделяли сочленение ремней на груди и по бокам оголовья.

Ручки для чересседельника.

Ручки для чересседельника. Использовались для крепления ремня, протянутого от одной оглобли к другой через седелку.

Кольца.

Использовались для затяжки ремней и для разделения ремней в упряжи.

Пряжки.

Элементы упряжи, использовавшиеся только в качестве оберега и украшения.

Как основной элемент украшения упряжи использовались бляхи, они и являются наиболее частой находкой.

Заклёпки, накладки, наконечники, щелкуны.

Большое множество разнообразных предметов, которые украшали и берегли лошадку от сглаза. Выглядели такие обереги очень разнообразно – стреловидные и овальные накладки, пластинки с ушками для закрепления бубенцов и колокольчиков, «трилистники», заклёпки с вставками из цветных стёкол. Утяжелитель вожжей представляет собой латунный (чаще всего, но встречаются и другие металлы) трубчатый предмет фигурной продолговатой или круглой формы. Щелкун нанизывался на вожжи. Располагаются по бокам крупа — кучер хлопает вожжами по бокам лошади, и та ускоряется.

Колокольчики и бубенцы.

Привешивались на ременные накладки, под дугу и на упряжь. Своим звоном радовали хозяина и уберегали лошадь от порчи. Иногда на колокольчиках встречаются надписи или номера, обозначающие мастеров или места производства.

Необходимый материал

Чтобы сделать самостоятельно дугу для лошади, нужно правильно выбрать дерево. Самый лучший материал для дуги лошадей – ветла или вяз. Древесина вяза отличается большой прочностью, а ветла славится своей легкостью. Но иногда дуги гнули и из дуба, березы или лещины. Заготовки для дуг рубят ранней весной, когда сок в древесных стволах только-только начинает свое движение.

Древесину распиливают на кряжи длиной до двух метров и толщиной до полуметра. А после этого кряж раскалывают на части, которые и станут заготовками будущих дуг. Толщина заготовки должна быть от 8 до 12 сантиметров, длина – от 150 до 180 сантиметров. Концы заготовки нужно обтесать, чтобы придать им форму будущей дуги.

Древесина вяза

Куда девать конину и что с ней делают кладоискатели.

Некоторые её собирают, хранят, а когда набирается критическая масса, идут сдавать в пункт приёма металла вместе с остальным шмурдяком. Некоторые делают красивые панно, как на следующих фото.

Дата публикации: 26 октября 2020 г. 9:23″ Последнее обновление: 26 октября 2020 г. 9:23

Для оценки статьи авторизуйтесь. авторизоваться

Для отправки комментария авторизуйтесь. авторизоваться

Где можно купить дуги?

Если вы не хотите делать дуги самостоятельно или вам кажется, что вы не сможете их сделать, тогда их можно купить в магазине. Однако не всегда в магазинах есть разные виды и размеры этого товара, поэтому многие предпочитают покупать его в интернете, где есть много выбора.

При покупке дуги, обратите особое внимание на качество дерева, из которого она сделана. Если вы в этом не разбираетесь, тогда возьмите с собой специалиста, который поможет вам оценить качество изделия.

Когда люди начали использовать сбрую для лошадей?

Археологические находки убедительно доказали, что примитивные варианты конской упряжи человек стал использовать за 2000 лет до н.э. Наибольшее распространение она получила в эпоху античности, когда начались великие военные походы.

Древние греки, а за ними и древние римляне придавали большое значение оснащению своих боевых коней, а потому и сбруя для них изготавливалась с особым мастерством. В те времена было принято делать упряжь не только прочной, но и красивой.

Обычай парадного облачения лошадей переняли европейцы. В средние века, в эпоху расцвета рыцарства, боевых коней и вовсе начали превращать в передвижные крепости, навешивая на них тяжеленные латы из железа. К счастью, данный вид упряжи быстро канул в небытие — не каждая лошадь могла нести на себе такой груз, только мощные, рослые, коротконогие породы, которые были не способны пускаться галоп, зато прекрасно умели выполнять роль живых танков и могли топтать своих противников.

В эпоху Возрождения и Просвещения в моду стали входить изящные тонконогие арабские скакуны, для которых требовалась легчайшая упряжь. Некоторые ее элементы перешли из обихода арабских кочевников, другие были изобретены западными наездниками самостоятельно.

Строение и типы упряжек

В зависимости от условий езды (работа в поле, транспортировка человека) и предназначения различают специальные сбруи для лошади. По строению можно выделить два типа упряжки: с нагрудником и с хомутом. Различаются они тем, что в первом случае главным элементом передачи тяговой силы станет хомут, а во втором — шлейный нагрудник. Также транспортная либо рабочая упряжка лошадей может разделяться на дуговую, дышловую и бездуговую. Следует более подробно рассмотреть каждый вид по отдельности.

Русская или дуговая одноконная упряжка

Дуговая упряжка, если следовать из названия, отличается от других типов наличием особой установки в виде дуги. Она создаётся из дерева старыми методами сгибания и нужна для удерживания гужей возле оглобли. Гужи крепят хомут и оглобли друг на друга. В те времена на Руси созданием дуг занимались специально отведённые для этого мастера, так как нужно было не только найти правильное дерево, но и подготовить его для дальнейшей работы. Дуга должна быть очень лёгкой, но при этом крепкой.

Вся конструкция дуговой упряжки включает в себе: шлеи, седелки, дуги, хомута, чересседельника, уздечки с вожжами и подбрюшник.

В такой конструкции, кроме дуги, особо нужным элементом называют хомут. Он может применяться и в бездуговой, и в дышловой упряжке, поэтому на его строение нужно обратить большее внимание.

Итак, хомут — это главная часть всей упряжки и нужен для передачи тягового усилия животного на повозку, плуг либо простую телегу. Как и в давние времена, сегодня хомуты изготовляются разные по размеру. Длина меряется от верхней части внутренней подушки и до клещей, а ширина — по уровню крепления отверстий для проделывания гужей. Но в пароконной и одноконной упряжке хомуты могут значительно отличаться. При пароконной форме они обладают гужами, а при одноконной — мочками.

Хомут с гужами состоит из:

  • Подушки;
  • Пары клещей;
  • Хомутины;
  • Супони;
  • Двух гужей;
  • Дополнительных покрышек;
  • Подкладки.

Нужно уметь правильно определиться с нужным хомутом для лошади, подгонять его индивидуально под её размеры. Так как хомут располагается на шее животного, то тесный по размеру может сильно повлиять на нормальное дыхание, вызвать спазмы в лёгких, а большой и слишком свободный начнёт болтаться на корпусе лошади, создавая сильные потёртости. Хомут должен полностью прилегать к туловищу животного: верхняя часть к холке, опираясь на гребень шеи, а нижняя — к плечам. С боковых сторон изделие должно прилегать к мускулатуре лопаток животного.

Чтобы правильно определиться с параметрами хомута, нужно измерить общий объём шеи лошади. Длину нужно измерять от уровня гребня возле основания холки и до плеч лопатчатого сустава. После к полеченной цифре для транспортного хомута нужно прибавить ещё 3 см, а для рабочего (возового) — 6 см.

Главные части снаряжения лошади:

  1. Седелка — находится на спине снизу холки и равномерно распространяет тяговое усилие по площади спины. Также в задачи седелки входит амортизация совершения толчков. Подбирать следует, учитывая размер холки лошади.
  2. Чересседельник — находится рядом с сиделкой и удерживает оглобли и хомут, равномерно распределяет вес оглобель.
  3. Подбрюшник — убирает резкие колебания хомута, оглобель и дуги в процессе быстрой езды.
  4. Шлея — плотно прижимается к телу лошади и поддерживает хомут в процессе торможения либо при движении по склонам.
  5. Уздечка — применяется чаще всего простая трензельная.
  6. Вожжи на одном конце есть пряжки либо карабины для крепления к удилам (трензель). Они должны быть в обязательном порядке комфортными. Создаются из крепкой тесьмы или кожи.

Бездуговая постромочная упряжка

В хомутовой бездуговой упряжек главная роль усилия тяги присуща также хомуту. Только в этом случае он крепится к повозке при помощи постромок. В этом случае хомут и оглобля совмещены ременными гортами. В конструкции сбруи находятся: хомут с гужевыми мочками, постромки, подпруга, чересседельник, седелка, горты на месте гужей, специальная узда и вожжи.

Если смотреть на конструкцию без хомута либо на европейский тип упряжки, то его роль исполняет шорка, которая создаётся из более плотной кожи и включает в себя широкий наружный ремень и кольца. К кольцам крепятся постромки. В такой конструкции шея и грудь у особи опоясывается специальным нагрудным ремнём, а также шейными кольцами для вожжей. На спине можно заметить седелку при необходимости с дополнительным зажимом вожжей, ремнями для оглобли и подпруга. На крупе также можно найти шлею с подхвостником либо простой ободовый ремешок.

В такой конструкции важную роль играет шлея, ведь она распределяет всё давление равномерно на корпус лошади. Она должна находиться на 4−5 см ниже седалищного бугра. В противном случае шлея начнёт слезать и сильно натирать круп, а слишком низкое расположение не даст нормально передвигаться лошади. Длина такой детали должна устанавливаться с учётом того, чтобы между двумя ободовыми ремнями и бёдрами животного свободно проходила ладонь. Если говорить о нагруднике, то общая толщина верхнего ремня должна быть не меньше 2,5 см, а постромочных — около 2 см.

Дышловая пароконная конструкция

В пароконных упряжках в большинстве случаев применяется такая деталь, как дышло. В конструкции сбруи имеется: хомут, дышло, постромки, уздечки и вожжи, цепь-напильник. В этом случае дышло будет определять поворот повозки, а постромки — передавать от хомута тяговое усилие на саму повозку. В некоторых областях, к примеру, на Украине, дышловая запряжка применяется и для одного животного. Считается, что из всех видов упряжек, такая самая лёгкая по конструкции.

  1. Тачаночный тип. Такой тип системы упряжки лошадей был известен ещё с того времени, как люди стали массово использовать лошадь в различных сферах повседневной жизни. Такое оборудование включает в себя постромковую часть и дышло, но на сегодняшний день его редко можно встретить в действии.
  2. Вид запряжки гуськом называется цугом. В этом случае в качестве коренника используется самая большая, высокая и сильная пристяжная лошадь в сцепке, которую впрягают в оглоблю или же припрягают к дышлу. В отличие от коренной лошади, пристяжная лишь тянет за собой телегу, а для изменения направления движения не применяется.

В это время повозка приобретает силу тяги за счёт оглобли либо хомута. В английской конструкции упряжки дуги не существует, поэтому тяговое усилие создаётся специальными постромками, за которые и совершает тягу лошадь. Оглобли выступают в качестве поворотного механизма и помогают притормозить телегу во время спуска.

Выбор упряжки по количеству лошадей

В одной упряжке могут быть сразу несколько лошадей. В зависимости от числа лошадей упряжки обладают своими наименованиями. К примеру, две особи, запряжённые друг за другом, называются тандемом. Если лошади идут рядом друг с другом, то из них формируется пара.

У пары могут происходить и такие запряжки лошадей, как смешанные и дышловые. Если особь нужно запрячь сельскохозяйственное устройство, то применяется постромочная сбруя. Из-за своего высокого тягового сопротивления она устраняет возможность наката орудия и случайного ранения лошади.

Трёхлошадная упряжка также заключает в себе разные формы. Самая популярная — это русская тройка, у которой посередине имеется коренник, а по бокам — пристяжные. Была и другая разновидность троек — запряжка лошадей гуськом, во время которой коренник находится за пристяжными особями. Тройка гуськом лучше всего используется для зимников.

Если есть четыре особи, то можно создать упряжку двух форм. В первом случае нужно расположить лошадей попарно друг за другом (выносная и дышловая). Это более классический четверик. Во втором случае лошадь находится в одной линии: пристяжные сбоку обрамляют пару коренников в дышловой паре. Такая упряжка называется тачаночной либо квадригой.

На территории России более распространённой считается дышловая и русская упряжка оглобельного типа. При этом оглобельная возникла раньше, но сейчас почти не используется. Дышловую упряжь до сегодняшнего дня используют на территории нашей страны. Она появилась ещё в XVII веке и распространилась у нас в результате польско-литовского нашествия.

Ещё один тип запряжки особей — пятерик. Его создаёт пара коренников и тройка выносных в линии. Шесть лошадей ставят цугом по три пары. Большее число голов в упряжке (семь и больше) для использования в хозяйстве не подходят. Такие типы упряжек чаще всего используют на торжественных шествиях либо на развлекательных парадах.

Сегодня можно найти большое количество видов упряжек и способов постановки лошади в них. При всём этом если в одной упряжки расположено около шести лошадей, то такие упряжки используются в хозяйственных работах. Большое же число особей в упряжке несут, скорее всего, декоративную функцию, чем полезную.

Лошади в настоящее время широко применяются в конном спорте и соревнованиях. Есть даже состязания, в которых проверяется умение обращаться со сбруей. Правильно надетая упряжка помогает не только увеличить продуктивность особи, но и сохранить её здоровые и силы.

Рубрики: Животные

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *