Породы лошадей подразделяются на несколько категорий, каждой из которых свойственны определённые признаки. Есть кони, предназначенные для верховой езды, спортивных состязаний, легкоупряжные, а самые большие лошади – это тяжеловозы. Они используются для работ в полях и перевозки грузов. Эти животные отличаются огромными габаритами и неистовой силой и мощью.

Тяжеловоз

Лошади-тяжеловозы самые крупные в мире

В мире существует больше ста пород тяжелоупряжных лошадей. Некоторые были выведены на конезаводах путём селекции, другие появились в результате неконтролируемого скрещивания жеребцов и кобыл разных породных линий.

Тяжеловозы являются самыми крупными лошадьми в мире. В среднем, они весят 900 кг, но встречаются особи, масса тела которых превышает тонну. Чтобы узнать, какая самая большая лошадь в мире, стоит познакомиться с тяжелоупряжными породами.

Брабансон

Порода создавалась на протяжении веков на территории Бельгии. В древние времена брабансоны носили на себе рыцарей в тяжёлых доспехах, а в начале 19 века животных использовали как помощников в сельскохозяйственных работах. В жилах этих животных течёт кровь арденов и фламандских коней.

Это массивные сильные лошади высотой до 167 см и весом 800-900 кг. Они отличаются мощным корпусом и короткими сухими конечностями и крупными суставами. Обхват груди жеребца составляет 210 см. Голова компактная широколобая, шея плотная с небольшим изгибом. На нижней части ног имеются пышные щётки. Традиционные масти брабансонов – рыжая и гнедая.

Внимание! Бельгийские тяжеловозы объявлены национальным достоянием своей страны.

Арден

История лошадей арденской породы уходит корнями в далёкое прошлое. Предки этих животных паслись в гористой местности на территории современной Бельгии и Франции. Нынешние представители породы отличаются от своих диких предков экстерьером, они заметно крупнее и лучше сложены, благодаря скрещиванию с брабансонами.

Лошадь арденской породы

Современные арденские лошади отличаются невысоким ростом. Высота в холке жеребца составляет 150-160 см, вес – от 700 до 800 кг. Телосложение массивное, конечности толстые и короткие с крупными устойчивыми копытами. Грудная клетка округлая, её обхват превышает 200 см. Круп мускулистый, немного раздвоенный, спина широкая. Шея недлинная, прямая, плотная. Голова массивная, ушные раковины маленькие.

Русский тяжеловоз

Предками русского тяжеловоза считаются ардены. В начале XX века на Руси было множество ферм, на которых разводили коней бельгийского происхождения. Их скрещивали с брабансонами, чтобы укрупнить породу. Благодаря тщательному отбору особей с хорошими признаками и последующему воспроизводству удалось получить совершенно новую породную линию. В 1952 году её назвали русский тяжеловоз.

Характеристика лошадей:

  • рост – 1,53 м;
  • вес – 600-700 кг;
  • удлинённое туловище;
  • бочкообразная грудь;
  • голова небольшого размера с широкой лобной частью;
  • шея недлинная, массивная с красивым изгибом;
  • спина в меру мягкая, длинная с незначительным прогибом в поясничном отделе;
  • круп округлый, плотный;
  • конечности тонкие и жилистые, поставлены правильно;
  • грива густая.

Для русских тяжеловозов характерны масти: рыжая, рыже-чалая, гнедая, вороная встречается реже. Порода ценится за неприхотливость к условиям содержания и кормам, за силу и выносливость. Хоть это и не самая крупная лошадь в мире, но она достойна занять своё место в рейтинге больших пород.

Владимирский тяжеловоз

Порода создавалась с участием шайров и клейдесдалей, которых скрещивали с местными крестьянскими кобылами. Лошадь владимирский тяжеловоз – самая рослая из русских тяжелоупряжных породных линий. Высота в холке у отдельных жеребцов достигает отметки 1,7 м, а обхват груди равен 1,95-1,98 м.

У владимирской рабочей лошади крупная голова с характерным выпуклым профилем, длинная мощная шея, косые лопатки. Корпус удлинённый, спина широкая и крепкая, круп немного опущен. Конечности жилистые, прямые, оброслые в нижней части. Владимирский тяжеловоз бывает гнедой, вороной или реже рыжей масти.

Клейдесдаль

Достоверно неизвестно, как произошла порода лошадей клейдесдаль. По одной из версий, их предками были местные шотландские кобылы и английские жеребцы. В период интенсивного развития земледелия порода стала набирать популярность, причём она пользовалась спросом не только в Европе, но и в Америке и Канаде.

Порода лошадей клейдесдаль

Особенности экстерьера клейдесдалей:

  • рост 1,8 м;
  • вес – 900-1000 кг;
  • крупная голова с немного горбатым профилем;
  • шея короткая, имеется небольшой изгиб;
  • холка широкая;
  • грудь мощная, её обхват превышает 2 м;
  • круп раздвоенный, мускулистый;
  • конечности крупные с хорошо развитыми суставами;
  • на ногах присутствуют пышные щётки;
  • масти – чалая, рыжая, гнедая, вороная;
  • для клейдесдалей характерно присутствие на голове, животе и конечностях белых отметин.

Шайр

Самая крупная порода лошадей в мире – это шайр. Она создана в Англии в 18 веке. Считается, что основное влияние на становление породной линии оказали фламандские и фризские лошади. Основателем династии шайров стал родившийся в 1846 году жеребец. Он был очень крупным, потому получил кличку Самсон. Когда он вырос, то его высота в холке достигала 219 см, а вес превышал полторы тонны.

Шайры – большие лошади, имеющие длинные ноги, в отличие от других тяжеловозов. У них большая голова с довольно широким лбом и длинная массивная изогнутая шея. Спина короткая, круп округлый с хорошо просматривающимися мышцами.

Внимание! Особенность шайров – лысина на голове и белые отметины на конечностях, напоминающие чулки.

Разведение

Кобылы и жеребцы крупной породы, несмотря на свои размеры, не требуют специальных условий разведения или строительства новых больших конюшен. Не требуются им и особые условия содержания, необходимые спортивным скакунам. Важными преимуществами тягловых лошадей являются их неприхотливость, минимальная требовательность к кормовой базе и быстрая адаптация к смене погодных условий. Большинство тяжеловозов имеют густую шерсть и гриву, их мышечная масса является надежной защитой от холода, ветра и морозов.

Для разведения качественных тяжеловозов с хорошими рабочими качествами рекомендуется брать не просто чистопородных животных, а коней, продемонстрировавших хорошие результаты на состязаниях по силовым испытаниям. Хотя с началом использования сельскохозяйственной техники спрос на лошадиную силу сильно упал, эти животные и сегодня используются по своему прямому назначению. Лошади незаменимы там, где не может пройти транспорт, или по каким-то причинам невозможна обработка земли трактором.

Для коней, которые находятся на выпасе, главным кормом становится трава. Задача хозяина в этом случае минимальна: дополнить их рацион необходимыми концентратами. Это обеспечит животным прирост мышечной массы и поддержание ее в тонусе. На пастбищах, где недостаточно зелени, или она уже съедена конями, коней даже в летние месяцы подкармливают свежескошенной травой.

При разведении рабочих лошадей им необходимо обеспечить круглогодичные физические нагрузки. Исторически тяжеловозы принимали участие в сельхозработах и летом, и зимой. Взрослому животному необходимо работать по 6-8 часов каждый день с небольшим перерывом на кормление.
Если скакуны содержатся на конезаводе, тяжеловесам требуются тренировки 6 раз в неделю. Исключение составляют дни с сильными метелями или гололед. При таких погодных условиях занятия на улице для тяжеловозов отменяются.

Испытание

Проведение турниров для больших лошадей тяжеловозов началось в Советском Союзе. Главным параметром оценки для этих животных была скорость доставки грузов. Кони шли рысью или шагом, оценивалась их выносливость и тяговая сила. Сегодня аналогичные соревнования для тяжелоупряжных пород лошадей организуются в Соединенных Штатах, Италии и Японии. Помимо рабочих характеристик, эксперты оценивают экстерьер животного, его характер и умение контактировать с людьми.

Особенности экстерьера тяжеловозов

Внешность этого животного сразу выдает его принадлежность к тяжелым тяжеловесам. Голова у представителей таких пород отличается массивностью, грубыми формами. Уши короткие и малоподвижные, затылок короткий, место стыковки головы и шеи также характеризуется меньшими параметрами. Это имеет значение для коней, работающих под седлом, так как управлять животным, у которого короткий затылок, намного сложнее.

Лошадь-тяжеловоз отличается тяжелой, низкой и широкой холкой. Эта особенность конской физиологии позволяет животному легко выполнять тяговые работы, не нанося ущерба своему здоровью. Широкая грудная клетка обеспечивает правильную работу передних конечностей при перемещении лошадью тяжелого груза.

Экстерьер представителей тяжелоупряжных пород зависит от селекции. У каждой породы есть свои отличительные черты. Некоторые отличаются крупными габаритами, другие демонстрируют удивительную для тяжеловозов подвижность и грацию, третьи ценятся за свою выносливость и способность к размножению.

История

Историки полагают, что селекция и целенаправленное разведение коней тяжелой весовой категории начались в средние века. Рыцари, облаченные в железные латы, были непосильной ношей для любого из ездовых скакунов. Спрос на сильных боевых коней, способных нести тяжелый груз и выносить тяготы военных переходов, определил развитие пород тяжеловозов.

Первые подобные скакуны имели рост около 2 м и весили 1000 кг. Животные, обладавшие такими габаритами, имели необходимую силу, но не выдерживали длительных переходов. Они не могли преодолевать препятствия или мчаться галопом. Историки и генетики считают, что такие мощные животные были предками современных видов тяжеловозов: шайров, брабансонов и першеронов.

Селекцию сильных тягловых коней вели во многих странах Европы. В Прибалтике в конце XIX в. была выведена порода литовский тяжеловоз. Ее предки — дикие жмудские кони, жившие на территории современной Литвы. Для селекции новой породы заводчиками использовались местные кобылы, шведские ардены и русская тяжеловозная порода. В результате они получили сильных выносливых животных, которые облегчили труд местных крестьян. Лошади этой породы используются в Прибалтике и сегодня. Их привлекают к полевым работам и перевозке грузов.

Легкоупряжные, верховые и рысистые лошади, отличающиеся выносливостью

Не только тяжелоупряжным породам присуще такое качество, как выносливость. Теплокровные породы тоже проявляют его. Самыми неутомимыми признаны скакуны:

  • орловский;
  • донской;
  • карачаевский;
  • украинский.

Орловская рысистая

В конце 18 века граф Орлов занялся разведением лошадей. У него была мечта – создать идеального скакуна, который бы сочетал в себе несколько качеств:

  • красоту;
  • грацию;
  • рослость;
  • умение резво и долго бежать устойчивой рысью.

Граф купил у турецкого султана жеребца арабского происхождения. Это был статный крупный конь, его назвали Сметанкой. Именно от него берёт начало орловская порода рысистых лошадей. Жеребец прожил всего год, но за это время успел оставить потомство. Один из его сыновей после скрещивания с резвой кобылой из Дании стал родоначальником породы, его звали Полкан.

Орловские рысаки очень красивые, рослые, быстрые и неутомимые. Аналогов им в мире нет. Сегодня эти прекрасные скакуны используются в забегах, где получают призовые места. Упорство и выдержка передались им от арабских предков, а они являются самыми выносливыми лошадьми в мире.

Орловской рысистой породе свойственна серая масть, сухая небольшая голова с аккуратным профилем и выделяющимися щеками, как у арабов. Шея довольно длинная, красиво изогнутая, изящная. Спина плотная, мускулистая, грудь широкая, а ноги сухие и длинные. Бегущий рысью орловский конь приковывает взгляды грациозными лёгкими движениями.

Донская порода лошадей

Дончаки – это казацкие лошади, выведенные в 18–19 веках на территории Ростовской области в России. Главная их особенность и одновременно преимущество – умение преодолевать большие расстояния. За 1 сутки конь донской породы способен пробежать 300 километров. Это возможно благодаря силе и выносливости, которая объясняется присутствием в генотипе дончака арабской и английской крови.

Дончак

В 1951 году на конезаводе имени Будённого проводились испытания, в ходе которых отборные жеребцы донской породы должны были проходить каждый день 120 км в течение 2 недель. По результатам эксперимента выяснилось, что животные могли бы продолжать в том же духе и дальше, такая нагрузка оказалась для них незначительной. Эти удивительные кони не боятся ни жары, ни холода.

Характеристика:

  • изящная голова среднего размера с подвижными ушами и выразительными глазами;
  • удлинённый корпус с хорошо развитым мышечным рельефом;
  • прямая красивая спина;
  • глубокая грудь;
  • длинные стройные жилистые ноги с крупными копытами;
  • масти: гнедая, рыжая, вороная.

Карачаевская

Карачаевские лошади родом с Кавказа. В 15–16 веках они были верными спутниками кочевников, что закрепило в них определённые качества – неприхотливость, выдержку, приспособленность к климату гористой местности. Позже к ним прилили кровь арабских чистокровных скакунов, это сделало их ещё более выносливыми и работоспособными.

Внимание! Карачаевские кобылы отличаются высокой плодовитостью и дают много молока.

Особенности экстерьера:

  • невысокий рост – 150–160 см в холке;
  • сухая конституция;
  • горбоносая компактная голова со строгими ушными раковинами;
  • массивность грудной клетки;
  • опущенная область крупа;
  • мускулистые длинные предплечья;
  • плотная спина с небольшим прогибом;
  • худые жилистые ноги с прочными копытами;
  • для карачаевских скакунов характерны вороная, гнедая и караковая масти.

Украинская верховая порода

История происхождения этой породной линии берёт начало от запорожских казаков. Их конница не отличалась могуществом и силой, но проявляла выносливость. Разведением собственной линии лошадей казаки занимались длительное время, но Будённый решил создать новую породу сильных и быстрых скакунов на основе арабских чистокровных, ахалтекинских, венгерских и уже имеющихся, местных.

Украинская порода лошадей

Сначала племенная работа проводилась в Днепропетровской области, а с 1952 года подключились ещё несколько конезаводов. За 40 лет селекции удалось добиться отличных результатов. Получилась крупная лошадь с гармоничным телосложением, широкой грудью, массивной головой и длинной шеей.

Украинская порода зарегистрирована в 1990 году. Она используется для езды верхом и в лёгкой упряжи, подходит для занятий спортом. Отличительные черты характера:

  • дружелюбие;
  • энергичность;
  • сообразительность, быстрая обучаемость;
  • выносливость.

Каждая из представленных в обзоре пород лошадей в той или иной степени обладает выдержкой. Но в этом отношении есть безусловные лидеры – это арабские чистокровные и донские. Темперамент этих животных сформирован внешними условиями, в которых они пребывали на протяжении веков.

Самые выносливые лошади в мире

Арабская порода лошадей – самая древняя в мире. Её высоко ценят и сегодня, причём не только за самобытность и красоту, но и за упорство и выдержку. Эти животные способны преодолевать огромные расстояния за 1 день, довольствуясь скудным пропитанием и практически не отдыхая.

Порода выведена на Аравийском полуострове в период с 4 по 7 века нашей эры. В древности эти славные животные постоянно сопровождали бедуинов и участвовали в захватнических сражениях. Их черты характера формировались веками в тяжёлых условиях пустынь. Арабские скакуны быстры, неутомимы, выносливы, отличаются прекрасным здоровьем и долголетием.

Арабская чистокровная лошадь повлияла на развитие породных линий:

  • орловская;
  • лузитано;
  • берберийская;
  • липпицианская;
  • булонская;
  • першеронская и др.

Внимание! Характерными особенностями арабского скакуна являются утончённый вогнутый профиль, напоминающий щучий, выраженные щёки и высоко поставленный хвост, который во время движения держится вертикально.

Благодаря арабской крови многие современные породы лошадей наделены выносливостью. Среди них есть как тяжеловозы, так и представители теплокровных линий.

Рекордсмены, прославившиеся крупными габаритами

Живший в 19 столетии Самсон, позже переименованный в Мамонта, уже давно умер. Ни одна лошадь не смогла опередить легендарного жеребца в этой категории на тот момент. Сегодня его рекорд побит.

Самсон

Рассматривая 10 самых больших лошадей в мире, нельзя не упомянуть о Большом Джейке, жеребце из Бельгии. Его сперма оценивается в тысячи долларов, потому что этот конь настоящий гигант. При росте 2,17 метра он весит 1,6 тонны. Это самая высокая лошадь в мире.

Конь Диггер шайрской породы принадлежит королевской коннице. При росте 1,96 м он весит 1200 кг. Жеребцу уже исполнилось 12 лет, но он всё ещё растёт. Велика вероятность, что ему удастся установить мировой рекорд.

Конь по кличке Крекер шайрской породы привлекает внимание туристов и журналистов. Его рост в холке достиг отметки 1,98 м, а вес составляет 1 тонну 200 кг.

Другие рекордсмены:

  • Бруклин Сьюприм;
  • Нордрэм Лэскомб;
  • Доктор Ле Жер;
  • Дюк;
  • Марокко;
  • жеребец По.

Сегодня титул самой крупной лошади в мире принадлежит Большому Джейку. Однако в Книгу рекородов Гиннеса могут попасть и другие кони, так как селекционная работа ведётся постоянно, на свет появляются новые жеребцы.

Определение величины силы тяги лошади.

Величину силы тяги лошади или тягового сопротивления повозки орудия и машины можно или измерить с помощью специального прибора — силомера (динамометра) или вычислить расчетом. Динамометр устроен в виде пружинных весов, в которых пружина соединена со стрелкой (стрелочный динамометр) или с пишущим приспособлением (самопишущий динамометр).

Динамометр укрепляют между вальком, за который тянет лошадь, и повозкой или сельскохозяйственным орудием таким образом, чтобы вся сила, с которой тянет лошадь повозку или сельскохозяйственное орудие, передавалась только через этот измерительный прибор. Чем больше тяговое сопротивление, которое оказывает повозка или сельскохозяйственное орудие, тем большую силу тяги должна проявлять лошадь и тем сильнее будет сжиматься пружина динамометра, а стрелка укажет, как велика сила сопротивления повозки, то есть какому количеству килограммов равна сила тяги.

В самопишущем динамометре сжатие пружины автоматически регистрируется на бумаге в виде так называемой динамограммы, после обработки которой определяют величину силы тяги в килограммах.

На транспортных работах величина силы тяги лошади зависит от веса и устройства самой повозки, груза, качества дороги и наличия подъемов и спусков. Динамометром можно определить, что по ровной, хорошей, сухой, накатанной грунтовой дороге, при весе самой повозки на железном ходу в 250 кг (мертвый или хозяйственно бесполезный груз) и груза в 550 кг (полезный груз), то есть при общем весе воза в 800 кг, лошадь тянет с силой, равной 40 кг.

Силу тяги можно определить и путем расчета, зная величину коэффициента сопротивления, который в приведенном примере равен 0,05. Это значит, что лошадь на перевозку по данной дороге каждого центнера веса воза должна проявлять силу тяги, равную 5 кг. Умножая вес воза — 800 кг на 0,05, получаем 40 кг, то есть ту силу, с которой лошадь тянет этот воз по данной дороге. Иначе говоря, сила тяги (40 кг) равна весу воза (800 кг), умноженному на коэффициент сопротивления (0,05).

В рассмотренном примере коэффициент сопротивления определяется следующим образом:

сила тяги (40 кг) : вес воза (800 кг) = 0,05 (коэффициент сопротивления).

Чем тяжелее перевозимый груз, тем, при прочих одинаковых условиях, большую силу тяги должна проявлять лошадь.

Чем хуже дорога, тем выше коэффициент сопротивления. При одинаковом весе воза, но по разным дорогам, лошадь должна проявлять различную силу тяги, и чем хуже будет дорога, тем больше должна быть сила тяги.

Это обстоятельство в практике многих хозяйств не всегда учитывается. Нельзя оценивать произведенную лошадью работу только по весу перевезенного груза, необходимо всегда определять, какова величина силы тяги.

Если в нашем примере, при весе воза в 800 кг и ровной, хорошей грунтовой дороге, лошадь должна работать с силой тяги, равной приблизительно 40 кг, то на асфальтированной дороге сила тяги лошади уменьшится с 40 до 16 кг, так как коэффициент сопротивления для такой дороги равен 0,02, или 2 кг на каждый центнер. По хорошей булыжной мостовой, при том же весе воза, сила тяги будет не 16, а 24 кг, так как коэффициент сопротивления по хорошей булыжной мостовой равен 0,03, или 3 кг на каждый центнер веса воза. На плохой, грязной грунтовой дороге сила тяги увеличивается до 80 кг (коэффициент сопротивления для нее — 0,10).

И, наконец, по пашне, для которой коэффициент сопротивления равен 0,20, лошадь должна проявить силу тяги около 160 кг, то есть в десять раз большую, чем при работе в той же повозке, с тем же грузом по асфальтированной, ровной дороге. Разница, как видим, весьма значительная, и с нею считаться совершенно обязательно.

Кроме того, как увидим ниже, тяговое сопротивление зависит от устройства и качества самой повозки, осей и втулок, а также от смазки их, диаметра колес и ширины обода (шины).

Сила тяги на подъемах или спусках изменяется в зависимости от величины угла подъема или спуска, но это требует для своего определения довольно сложных вычислений. Учитывая, что в практических условиях этот угол обычно не измеряют, нет смысла и приводить эти расчеты.

Сила тяги на пахоте и в уборочных машинах.

Тяговое сопротивление плуга вычисляют следующим образом: измеряют в сантиметрах среднюю глубину пахоты, среднюю ширину захвата плуга и эти величины перемножают; полученную площадь поперечного сечения пласта (в квадратных сантиметрах) умножают на величину сопротивления каждого квадратного сантиметра сечения пласта. Исследованиями Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства, проведенными на конной пахоте, установлено, что тяговое сопротивление на каждый квадратный сантиметр сечения пласта при легкой пахоте (мягкая пахота, пахота супесчаных и других легких почв) равно 0,2 кг, при пахоте средних почв — 0,3 кг и на тяжелой пахоте (залежи, глинистые почвы и тяжелые суглинки) — 0,4 кг.

Пример: Если на легкой почве при перепашке зяби глубина пахоты равна 16 см, а ширина захвата плуга 25 см, то площадь сечения пласта составит 400 кв. см. Умножая 400 на 0,2 кг (сопротивление каждого квадратного сантиметра сечения пласта при такой пахоте), получаем тяговое сопротивление плуга, равное 80 кг. Для преодоления этого сопротивления лошадь должна работать с силой тяги, равной 80 кг.

Однако трудность работы лошади обусловливается не только величиной тягового сопротивления. Так, на работах по скользкой дороге или по мягкому, рыхлому грунту (при пахоте, бороновании пашни, севе, при нарезке борозд, посадке картофеля и т. п.) лошадям приходится затрачивать повышенное количество энергии (примерно на 20% больше, чем на транспортных работах по хорошей дороге).

Весьма тяжела работа лошадей в уборочных машинах с режущим механизмом, несмотря на то, что абсолютная величина тягового сопротивления их, падающая на долю каждой лошади, не так уж велика. Значительно утяжеляют работу лошадей в этих машинах повышенная скорость движения, постоянная вибрация и частые толчки, создаваемые режущим механизмом, а также давление дышла на лошадей вниз и вправо. Последнее объясняется тем, что машина расположена на одной оси и режущий механизм размещен с правой стороны.

По данным Института коневодства, расход энергии у лошадей при работе в уборочных машинах примерно на 30% выше, чем на других работах, производимых с такой же силой тяги.

Нормальная сила тяги лошади.

Сила тяги лошади — одно из важнейших рабочих качеств ее. Чем большую силу тяги способна проявить лошадь, тем она сильнее.

Наибольшее влияние на величину силы тяги оказывает вес лошади. Более крупные лошади, как правило, способны проявлять большую силу тяги, чем мелкие.

На основании проведенных исследований было установлено, что нормальная сила тяги лошадей при работе шагом в течение всего дня составляет примерно 13-15% их живого веса: для более крупных лошадей весом в 600 кг и более — 13%, для лошадей весом около 500 кг — 14%, для более мелких лошадей (весом до 400 кг) — 15%.

Исследованиями института коневодства установлено, что наименьший расход энергии у лошадей на единицу производимой ими работы (при движении шагом) достигается именно при силе тяги, составляющей примерно 13-15% их живого веса.

Следует, однако, учитывать, что для более сильной и выносливой лошади вычисленная таким способом величина нормальной силы тяги фактически может быть несколько повышена, а для более слабой, хотя и того же веса, она должна быть несколько уменьшена. Кроме того, при установлении нормальной силы тяги для той или другой лошади большое значение имеет степень втянутости ее в работу, ее возраст, состояние, а также характер и условия работы (продолжительность рабочего дня, скорость движения, качество дороги, качество упряжи и пр.).

Принимая эту величину нормальной силы тяги как среднюю для всего рабочего дня, следует помнить, что на коротком расстоянии — в 200-300 м (на подъемах, плохих участках пути и т. п.) лошадь может проявить в 2-3 и даже 4 раза большую силу тяги. Некоторые особенно выдающиеся лошади оказывались способными на расстоянии нескольких метров тянуть с силой, составляющей 90 и даже 100% их живого веса. Обычно при использовании лошадей нормальной работоспособности стремятся к тому, чтобы при движении шагом они работали с полной нормальной нагрузкой, то есть с силой тяги, близкой к 13-15% их живого веса. Если заставляют лошадь работать с перегрузкой, то она быстрее устает и теряет свою работоспособность; при работе с недогрузкой — снижается ее производительность. Поэтому очень важно уметь правильно рассчитать нормальную нагрузку на лошадь как на транспортных, так и на полевых работах, учитывая особенности той или иной работы.

Зная для лошади величину ее нормальной силы тяги на шагу и коэффициент сопротивления повозки по определенной дороге, можно легко определить сперва общий вес воза, а затем и вec груза, соответствующий нормальной нагрузке лошади в данных условиях.

Пример: Если для лошади весом в 500 кг нормальная сила тяги при работе шагом составляет 70 кг, а коэффициент сопротивления дороги равен 0,07 и вес повозки 250 кг, то вес воза должен быть равен:

сила тяги (70 кг) : коэффициент сопротивления (0,07),

то есть = 1 000 кг.

Вычитая из веса воза (1 000 кг) вес повозки (250 кг), находим вес груза, который можно положить на повозку. В данном случае он будет равен 750 кг, или 7,5 центнера.

При силе тяги, не превышающей 7-8% веса лошади, можно ехать тихой рысью со скоростью около 10-12 км в час, то есть примерно в два раза быстрее, чем на шагу. Так бывает в производственных условиях при езде по хорошему участку дороги (коэффициент сопротивления 0,05 и меньше), даже с возом, в тех случаях, когда нагрузка воза установлена из расчета на плохую дорогу (коэффициент сопротивления 0,1), составляющую большую часть пути. Обычно едут рысью, чередуя ее с шагом, и при легком возе (с половинной нагрузкой), а также порожняком.

По исследованиям Института коневодства, общий расход энергии у лошадей на 1 км пути, как при свободном движении, так и при работе в упряжи с половинной нагрузкой или порожняком, остается на одном уровне, независимо от того, движется ли лошадь шагом или рысью (со скоростью до 15 км в час). Выгода частичного перехода на рысь в этих случаях вполне очевидна, поскольку при езде рысью, по сравнению с шагом, примерно в два раза сокращается время прохождения того же участка пути.

Рубрики: Животные

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *